
Что же это за таинство и по какой причине оно было установлено Святой Православной Церковью? Бог, создавая человека, соделал его духовно-телесным существом - с бессмертной душей и с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом. После грехопадения человек потерял эти сверхъестественные дары: душа стала преклонной греху, повредились естественные чувства человека, тело стало материальным, тленным и смертным. Человек «облекся в кожаные ризы - тяжелую плоть. В жизнь человека вошли болезни. И если смерть является следствием греха («сделанный грех рождает смерть» Иак. 1:15), то болезнь находится между грехом, за которым она следует, и смертью, которой предшествует. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, «врачи, которые лечат тела людей... никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь». Поэтому человеческому естеству необходим, по мысли преподобного Симеона, истинный врач, способный исцелить его от тления: таким врачом является Сам Христос. Для помощи больным уже в апостольское время было установлено таинство, получившее впоследствии название Елеосвящения. О нем говорит апостол Иаков в своем Послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Из контекста не трудно понять, что речь, конечно же, идет не о фармакологических свойствах оливкового масла (елея), но о «молитве веры». В основном таинство Елеосвящения в Восточной Церкви сохранило все те главные черты, которые указаны апостолом Иаковом: его совершают соборно (отсюда и второе название таинства - Соборование) семь пресвитеров, читаются семь апостольских и евангельских повествований, совершается семь раз помазание больного елеем и прочитывается разрешительная молитва. Церковь верует, что в таинстве Елеосвящения больному, согласно словам апостола Иакова, прощаются грехи. Известный православный богослов и апологет Русской Церкви протопресвитер Александр Шмеман так говорит о таинстве Елеосвящения: «... Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали помощи нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом». В этом смысле можно сказать, что Елеосвящение приобщает больного ко Христу, делает саму болезнь спасительным и целительным средством от духовной смерти. Святая Православная Церковь учит нас, что Бог всегда стремится обратить зло в добро: болезнь, сама по себе являющаяся злом, может принести добро человеку, который благодаря ей приобщается страданиям Христовым и воскресает для новой жизни. Но, нельзя забывать, что исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. В этом Великом Посту в нашем храме таинство Елеосвящения будет совершаться в среду 10 апреля в 09:30 утра и второй раз для тех, кто хотел, но не смог попасть - во вторник 23 апреля в 17:30 вечера.
иерей Василий Печевистый