
Это один из 12 главных христианских праздников. О Крещении Господнем повествуется во всех четырех Евангелиях. На 30-м году Своей жизни, перед выходом на проповедь, Иисус пришел на реку Иордан, где Иоанн Креститель, проповедуя покаяние в грехах, крестил народ. Господь указал, чтобы тот крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился, отверзлись небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него и послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Праздник Крещения называется также Богоявлением, поскольку при Крещении Господа явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя). Канун праздника — 18 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. В Сочельник предписывается Церковью строгий пост. Служба Навечерия состоит из вечерни с литургией св. Василия Великого, (18 января в 09:00 утра) после литургии происходит первое освящение воды. Вечером 18 января в 17:00 начинается всенощное бдение праздника – служба, состоящая из Великого повечерия и Утрени во время которой поется тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». В день Богоявления (19 января в 09:00 утра) совершается литургия св. Иоанна Златоуста и второе освящение воды. Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну (сильную)…». В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. После освящения воды совершается крестный ход к проруби, заранее подготовленной на реке Днепр. Такие купели с древности на Руси назывались Святой Иорданью. По традиции после священного благословения воды, желающие окунаются в купель. прт. Алексей Смотрицкий